Несоблюдение формата детьми
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Смотри фрагмент из фильма "Век помрачения". Папа везет дочерей в школу (для него это хлопоты, но он заботится о дочерях), дочери не считают нужным позаботиться о хорошем настроении папы, о чем-то с ним поговорить. Нет, каждая занята своим. Папа хочет включить себе музыку, дочь недовольно кривится и недовольным тоном требует эту совсем отстойную классическую музыку ей прекратить - требует, а не просит, потому что отворачивается сразу, зная, что папа ее не ослушается. Папа музыку выключил - спасибо не услышал, дочь уже улыбается кому-то другому в мобильник. Папа ищет общую тему "Что у вас сегодня в школе?" - ему в ответ молчание, на него ноль внимания, девочки задумчиво жуют. Папа обращается серьезно: "Девочки, нам надо поговорить!" - девочки не слышат и это. Его для девочек как бы нет. Тут папа реагирует резко, а именно резко тормозит, и выдергивает наушники из ушей дочери, требует: "Нам надо поговорить, ясно?", - и в ответ слышит дружное возмущение: "Успокойся, ты сделал мне больно, псих!"
Да, папа был излишне резок, к этому можно придраться. Но главные претензии к папе не в том, что он бывает резок, а в том, что он не приучил детей уважать взрослых.
Приучение детей к формату - часть более общей задачи создания и поддержания авторитета родителей.
Как и любая привычки, хорошие привычки у детей вырабатываются с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно срок 20 до 40 дней - срок достаточный. Однако нередки ситуации, когда родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы и сделать утром зарядку, дети это нехотя каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются - годами! В чем причина?
Причина именно в том, что дети каждый раз делают - нехотя.
Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) бурчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно... Какой же навык по факту они воспроизводят и укрепляют каждый день? Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, они ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать.
Какой вывод? Следить за форматом: как дети идут чистить зубы и как они делают зарядку. Как? Бодро и с удовольствием! Следить нужно именно за этим! Все может быть весело и эффективно. Захватывающую историю, как я приучал к разумному формату своего сына во втором классе, можете прочитать здесь.